Надзорная деятельность Бабушкинской межрайонной прокуратуры г.Москвы, 21.03.2017
Бабушкинской межрайонной прокуратурой на постоянной основе проводятся проверки соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контролирующими органами.
В ходе указанных проверок прокуратурой выявлены нарушения при организации и проведении внеплановых контрольных мероприятий 1 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве.
В частности, неоднократно выявлялись нарушения в части уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки. Так, распоряжения о проведении внеплановых проверок вручались неустановленным лицам, чья подпись не расшифрована, не уполномоченным на момент проверки на получение указанных документов, дата вручения распоряжения отсутствует. Документы, подтверждающие назначение на должность указанного лица и передачу ему полномочий на получение документов в интересах юридического лица, в материалах дела отсутствуют, почтовым отправлением распоряжение о проведении внеплановой проверки не направлено. Таким образом, требования законодательства о своевременном уведомлении юридического лица о проведении проверки органом государственного контроля нарушены.
Вместе с тем, в соответствии с ч.16 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой были приняты меры прокурорского реагирования в виде представлений об устранении нарушений законодательства, которые рассмотрены в установленном порядке.
По результатам проверок в 2016 межрайонным прокурором в поднадзорных органах государственной власти и органах местного самоуправления выявлено 86 нарушений указанного законодательства.
В подавляющем большинстве случаев имеет место нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации» (нарушение сроков рассмотрения обращений), а также п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона ( не направление ответа на обращение заявителю).
В 2016 межрайонным прокурором в адрес руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений внесено 14 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 18 должностных лиц.
Кроме того, в отношении должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые судом рассмотрены и виновные лица привлечены к административной ответственности.
Во многих случаях возбудить дело об административных правонарушениях по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях не представляется возможным, поскольку на момент обращения гражданина в с соответствующим заявлением в прокуратуру, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 кодекса РФ об административных правонарушениях, истек.
По результатам проведенных проверок в сфере оплаты труда в 2016 году выявлено 325 нарушений закона, привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ 33 лица, внесено 54 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 23 виновных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, опротестовано 13 локальных правовых актов, изданных в сфере оплаты труда, предъявлено 160 исковых заявлений в интересах работников организаций на общую сумму 25 666 тыс. руб., объявлено 2 предостережения, направлен 1 материал в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании, возбуждено 1 уголовное дело по ч. 2 ст. 145 УК РФ.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в Федеральном автономном учреждении «РосКапСтрой», в связи с поступившей информацией Мосгорстата о наличии задолженности по заработной плате.
Проверкой установлено, что по состоянию на 01.07.2016 Учреждение имеет задолженность по заработной плате за период 2015 - 2016 перед 174 сотрудниками в размере 26 894 861 руб. 42 копеек.
По результатам проверки, в связи с выявленными нарушениями трудового законодательства, наличием задолженности по заработной плате, межрайонной прокуратурой в адрес генерального директора ФАУ «РосКапСтрой» внесено представление об устранении нарушений закона. Материалы проверки в отношении Учреждения в порядке ст. 144-145 УПК РФ направлены в Бабушкинский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по Москве.
Представление прокурора рассмотрено в установленном порядке, удовлетворено, организацией приняты меры по устранению нарушений трудового законодательства.
В настоящее время ФАУ «РосКапСтрой» по результатам принятых мер прокурорского реагирования погашена задолженность по заработной плате перед 169 сотрудниками на сумму 24 639 347 руб. 13 копеек.
Во исполнение распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 № 139/7р «Об организации проведения в органах прокуратуры Российской Федерации Всероссийского дня приема предпринимателей» в целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам, реализации их права на личное обращение в органы прокуратуры Российской Федерации межрайонной прокуратурой организовано проведение Всероссийского дня приема предпринимателей в первый вторник каждого месяца с 9.00 до 18.00 в помещениях межрайонной прокуратуры, расположенных по адресу: Москва, ул. Бориса Галушкина, д.15, каб. 22, 6, 8.
Межрайонной прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства о защите прав потребителей, потребительском кредите (займе), а также законности действий юридических лиц при взыскании просроченной задолженности.
По поручению прокуратуры города Москвы в 2016 году межрайонной прокуратурой проведена проверка законности деятельности финансовой группы «ФинСервис»
В ходе проверки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт, на котором размещена информация о деятельности финансовой группы «ФинСервис».
По имеющейся информации финансовая группа «ФинСервис» действует в нескольких регионах Российской Федерации и включает юридических лиц - ООО «АЛЬФАИНВЕСТ», ООО «Микрофинансовая организация «АльфаФинСервис». Основным видом экономической деятельности указанных юридических лиц является ОКВЭД 64.19 «Прочее денежное посредничество». Вместе с тем, по данным государственного реестра микрофинансовых организаций сведения об указанных юридических лицах отсутствуют.
Приказом Банка России сведения об ООО МФО «АльфаФинСервис» были исключены из государственного реестра микрофинансовых организаций в связи с неоднократным в течение года нарушением требований Федерального закона от 02.07.2016 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
По состоянию на 01.11.2016 ООО МФО «АльфаФинСервис» не является микрофинансовой организацией.
ООО «АЛЬФАИНВЕСТ» не является кредитной организаций, микрофинансовой организацией, а также кредитным потребительским кооперативом, и в связи с этим, не обладает соответствующим статусом организации, имеющей право привлекать денежные средства.
При осуществлении межрайонной прокуратурой мониторинга сети «Интернет» на страницах сайта выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Так, сведения, размещенные на вышеуказанном Интернет-сайте, содержат информацию об осуществлении ООО «АЛЬФАИНВЕСТ», ООО МФО «АльфаФинСервис» деятельности по выдаче займов физическим лицам, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования (услугам организации), формирование и поддержание интереса к нему среди неопределенного круга лиц.
Действующим законодательством Российской Федерации право на привлечение денежных средств предоставлено кредитным организациям в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и некредитным организациям в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
За осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.56 КоАП РФ.
Согласно п. 13 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В ходе проверки установлено, что ООО «АЛЬФАИНВЕСТ», ООО МФО «АльфаФинСервис» не являясь лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов и в нарушение вышеуказанных требований закона на выявленном сайте осуществляют рекламу услуг по предоставлению потребительских займов, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное, межрайонной прокуратурой в Бабушкинский районный суд г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц направлено заявление в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании информации, распространяемой на Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Рассмотрение заявления контролируется межрайонной прокуратурой.
Установлено, что в августе 2015 гр-н А., а также в январе 2016 года гр-н Б., состоящие в должности монтажников МТФ «Мостоодряд 114» – филиала ПАО «Мостотрест», за денежное вознаграждение через посредника, не проходя медицинского осмотра, без наличия каких-либо медицинских оснований, обосновывающих необходимость временного освобождения от работы, с целью получения денежного пособия по нетрудоспособности оформили в Наволокской поликлинике ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» листки нетрудоспособности, в которые участковый врач-терапевт внес заведомо ложные сведения о наличии заболеваний у гр-н А. и Б.
Данные листки нетрудоспособности с заведомо ложными сведениями указанные работники предъявили сотруднику отдела кадров МТФ «Мостоодряд 114» – филиала ПАО «Мостотрест», получив впоследствии начисленные пособия по нетрудоспособности.
Своими действиями мошенники причинили МТФ «Мостоодряд 114» – филиалу ПАО «Мостотрест» материальный ущерб на общую сумму около 40 тыс. рублей.
Обвиняемые свою вину в совершении преступления признали в полном объеме, уголовные дела рассмотрены в особом порядке. С учетом позиции государственного обвинителя Бабушкинской межрайонной прокуратуры суд приговорил работников филиала ПАО «Мостотрест» к наказанию в виде обязательных работ на срок 120 часов каждого.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, кроме того, негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии с Законом г. Москвы от 30.11.2005 N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" производители отходов – субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, обеспечивать раздельный сбор, сортировку, обезвреживание, транспортирование отходов, вести учет образуемых, накапливаемых, перерабатываемых, обезвреживаемых, уничтожаемых и вывозимых для захоронения отходов, предоставлять уполномоченному органу и органу исполнительной власти города Москвы, осуществляющему государственное управление в области охраны окружающей среды, информацию об обращении с отходами, в том числе информацию для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы.
В ходе проверок были выявлены многочисленные нарушения указанного законодательства в части отсутствия проектов нормативов образования отходов, лимитов на их размещение, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, формирования официальной статистической информации по форме № 2-ТП (отходы), предоставления в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об образовавшихся отходах для учета в Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы, невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам проверок виновные лица привлечены к административной ответственности по ст.8.2, 8.5, 8.41 КРФоАП, ст. 4.36 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, прокуратурой внесены представления об устранении выявленных нарушений и недопущении их впредь.
Надзор за исполнением законодательства в сфере коррупции
Надзор за исполнением федерального законодательства о противодействии коррупции является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.
В 2016 году Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы при проведении проверок в рассматриваемой сфере выявлено 72 нарушения закона, в том числе 18 незаконных правовых актов (содержащих положения, не соответствующие федеральному законодательству), внесено 23 представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 7 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, принесено 6 протестов, в суд направлено 1 исковое заявление, которое рассмотрено судом и удовлетворено. К административной ответственности в сфере законодательства о противодействии коррупции по постановлению прокурора привлечено 7 лиц.
К наиболее часто выявляемым нарушениям в 2016 году относится недостаточная профилактическая работа по противодействию коррупции в органах государственной власти и организациях, несоответствие нормативно-правовых актов территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления федеральному законодательству, нарушения в части исполнения должностными лицами обязанностей по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, нарушения организациями ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при приеме на работу бывшего государственного служащего.
По всем выявленным фактам нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции межрайонной прокуратурой приняты меры прокурорского реагирования.
В целях профилактики коррупционных правонарушений межрайонной прокуратурой на постоянной основе осуществляется мониторинг в средствах массовой информации сведений о правонарушениях коррупционной направленности.
В 2016 году межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выявлен сайт setorsan.livejournal.com, на котором в открытом доступе для неопределенного круга лиц размещена статья «Как правильно давать взятки. Полное руководство для новичков», которая содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные деяния, как дача и получение взятки, являющиеся элементами коррупционного поведения.
Учитывая, что информация, размещенная на интернет-странице, содержит алгоритм действий по даче взятки, побуждающей общество давать и принимать взятки, и предлагающей способы совершения указанных противоправных действий, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений, межрайонной прокуратурой направлено заявление в Бабушкинский районный суд г. Москвы о признании информации запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Указанное исковое заявление рассмотрено судом и удовлетворено.
В рамках профилактики и антикоррупционного просвещения сотрудниками межрайонной прокуратурой также на постоянной основе проводятся мероприятия профилактического характера перед коллективами поднадзорных органов государственной власти, организаций, расположенных на поднадзорной территории, на предмет недопущения нарушений действующего законодательства о противодействии коррупции.
Профилактика правонарушений экстремистской направленности
Профилактика и предупреждение правонарушений экстремистской направленности являются одними из наиболее актуальных направлений прокурорского надзора.
Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства в указанной сфере.
Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В рамках осуществления надзора межрайонной прокуратурой на основе анализа состояния законности проводятся проверки исполнения территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления вышеуказанных требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в том числе полноты принимаемых профилактических мер.
Особое внимание уделяется обеспечению надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействию экстремизму в деятельности подразделений ГУ МВД России по г. Москве, в том числе за своевременностью, полнотой и законностью принимаемых ими мер по выявлению и пресечению экстремистских проявлений.
Наиболее актуальные вопросы выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности обсуждаются в рамках межведомственной рабочей группы, действующей в межрайонной прокуратуре на постоянной основе.
В целях недопущения использования средств массовой информации, сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности постоянно осуществляется их мониторинг.
В 2016 году Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы в сфере противодействия экстремизму по результатам проведенных проверок выявлено 28 нарушений, внесено 8 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 3 должностных лица, в суд направлено 19 заявлений о признании информации запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации, которые рассмотрены судом и удовлетворены.
В настоящее время работа в указанном направлении продолжается.
Другие материалы
- 29.02.2024. Разъяснения действующего законодательства Бабушкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы
- 29.02.2024. Разъяснения действующего законодательства Бабушкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы
- 29.02.2024. Разъяснения действующего законодательства Бабушкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы
- 29.02.2024. Разъяснения действующего законодательства Бабушкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы
- 29.02.2024. Разъяснения действующего законодательства Бабушкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы
- 29.02.2024. Разъяснения действующего законодательства Бабушкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы