Уклонение от призыва на военную службу и его последствия
В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества (ст. 59 Конституции РФ) Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон) регламентированы порядок и правила реализации воинской обязанности и военной службы. В п. 1 ст. 1 Закона установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. |
|
Отбор граждан на военную службу осуществляется по правилам, предусмотренным Положением об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.1999 N 222), и начинается с их первоначальной постановки на воинский учет при достижении ими 17 лет специальной комиссией, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном муниципальном (административно-территориальном) образовании. Гражданин (допризывник) при первоначальной постановке на воинский учет подлежит первичному обязательному медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами. По результатам этого освидетельствования комиссия определяет годность допризывника к военной службе по состоянию здоровья и принимает решение о постановке на воинский учет либо вносит на рассмотрение призывной комиссии вопросы о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе. Получить освобождение от исполнения воинской обязанности граждане Российской Федерации могут только по основаниям, предусмотренным Законом. Нарушение Закона влечет за собой ответственность. К административной ответственности по данной статье могут быть привлечены и лица, достигшие 17 лет, допризывники, за умышленное или по неосторожности неисполнение обязанностей по воинскому учету без уважительной причины. В ст. 21.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от медицинского обследования. При этом к ответственности за уклонение или отказ от медицинского обследования могут быть привлечены лица как допризывного, так и призывного возраста. По данной статье также подлежат административной ответственности граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет или при призыве на военную службу временно негодными к военной службе, в случае их повторного отказа или уклонения от медицинского обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет. В случае уклонения призывника от медицинского обследования или неявки на призывной пункт с результатами обследования для повторного медосвидетельствования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости розыска гражданина и административного задержания, при этом виновный может быть привлечен к административной ответственности. Если на период действия Указа гражданин Российской Федерации, отвечающий предъявляемым требованиям (достиг возраста 18 лет; состоит или обязан состоять на воинском учете; не пребывает в запасе; не освобожден от исполнения воинской обязанности или призыва; не имеет отсрочки от призыва; не имеет иных предусмотренных законом препятствий к призыву на военную службу), уклонился от проводимых призывной комиссией мероприятий, связанных с призывом на военную службу, без уважительных причин, подтвержденных документально, эти действия образуют состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ. В п. 2 ст. 7 Закона определены уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет (при условии документального подтверждения причин):
Следует иметь в виду, что если у призывника имеются законные основания для освобождения (отсрочки) от призыва, но военный комиссар не обладает подобными сведениями по вине призывника (например, в случае отбытия призывника в сопредельное государство без снятия с воинского учета), то материалы направляются в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Тот факт, что лицо по достижении приписного возраста умышленно не встает на воинский учет и не проходит специальную военную подготовку с целью уклонения от прохождения военной службы и по достижении призывного возраста уклоняется от призыва на военную службу, однозначно свидетельствует о прямом умысле. Лицо, организовавшее, подстроившее либо способствующее уклонению призывника от военной службы, подлежит ответственности по ст. 33 и ч. 1 ст. 328 УК РФ. |